Парадоксы Демокрита

 

Античный философ Демокрит, живший около 460 – 370 годов до нашей эры, слыл среди друзей энциклопедистом. Кое-что из его мудрости дошло и до наших дней.

 

Демокрит считал, что…

 

«Бедность и богатство – слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден».

 

«Благо и истина – одни и те же для всех, но удовольствия от них могут быть разные».

 

«Благоразумие отца есть наиболее действительное наставление для детей».

 

«Быть верным долгу в несчастье – великое дело».

 

«Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать ее».

 

«Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно».

 

«Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

 

«Говорить правду надо в том случае, если это лучше, чем смолчать».

 

«Добродетельно нужно поступать, а не говорить».

 

«Должно стыдиться самого себя так же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным, или о нем узнают все».

 

«Единомыслие создает дружбу».

 

«Если не можешь признать похвалы заслуженными, то считай их лестью».

 

«Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным».

 

Демокрит думал, что…

 

«Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время».

 

«Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство».

 

«Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу».

 

«Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко».

 

«Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь».

 

«Кто сам не любит никого, того, мне кажется, тоже никто не любит».

 

«Лучше изобличать свои собственные ошибки, чем чужие».

 

«Любящие порицать других не способны к дружбе».

 

«Многие совершающие постыднейшие поступки говорят прекраснейшие речи».

 

«Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим».

 

«Наихудшее, чему может научиться молодежь, - легкомыслие, ибо последнее порождает те удовольствия, из которых рождается порок».

 

«Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства».

 

«Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков».

 

«Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд».

 

«Не родственные связи создают друзей, но общность интересов».

 

Демокрит верил, что…

 

«Не слово, а несчастье есть учитель глупцов».

 

«Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга».

 

«Не стремись знать все, чтобы не быть во всем невеждой».

 

«Неумеренное желание свойственно ребенку, а не зрелому мужу».

 

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть доступны, если им не учиться».

 

«Постыдно занимаясь многими чужими делами, забрасывать свои собственные».

 

«Сильно вредят глупцам те, кто их хвалят».

 

«Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум».

 

«У кого образ жизни хорошо устроен, у того и сама жизнь идет правильно».

 

«Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствия еще большими».

 

«Хорошие люди становятся в большей степени от упражнения, чем от природы».

 

«Человек, у которого испытанные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав».

 

«Честный и бесчестный человек познаются не только по тому, что они делают, но и по тому, чего они желают».

 

 

Принципы Марка Аврелия

 

Марк Аврелий, римский император, слыл своей прогрессивным для своего времени (121 – 180 годы новой эры). И, соответственно, имел принципы. Некоторые из них интересны и сегодня. Я попробую поднять их из глубины веков.

 

А начну этот постепенный «подъем» вот с чего.

 

Марк Аврелий, например, рекомендовал…

«Брать без ослепления, расставаться с легкостью».

 

Или советовал…

«Внутрь гляди, внутри источник блага, и он всегда может пробиться».

 

А то и предостерегал…

«Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что не было на пользу обществу».

 

Или же констатировал…

«Выше всего, если тебя осуждают за доброе дело, и ты радуешься».

 

Марк Аврелий считал…

«Для разумного существа, что содеяно по природе, то разумно».

 

«Душа человеческая не добровольно, а силой отвращается от правды, умеренности, справедливости и добра. Чем яснее это уразумеешь, тем мягче отнесешься к людям»

«Если бы ты ведал, из какого источника проистекают людские суждения и интересы, ты перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей».

 

Марк Аврелий предупреждал…

«Даже если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».

 

«Если заметил чью-либо ошибку, поправь его кротко и укажи, в чем он ошибся».

 

«Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, это неожиданный подарок».

 

Марк Аврелий полагал, что…

«Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою закону».

 

«Зла не существует для вещественной природы, но зло существует для каждого человека, которому даны сознание добра и свобода выбора между добром и злом».

 

«Кто сам не умеет читать и писать, не может учить этому другого, как же может указывать людям, что им делать, тот, кто не знает, что ему самому делать».

 

«К чему стремишься ты, природа, того и я хочу».

 

«Настоящих благ немного. Лишь то истинное благо, что благо для всех».

 

Марк Аврелий замечал…

«Негодованием и гневом нельзя улучшить людей. Дела их будут все те же, сколько ни сердись».

 

«Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им».

 

«Не падай духом и не отчаивайся, если тебе не удается сделать все то хорошее, чего ты желал бы».

 

«Постыдно, если душа отказывает тебе в жизни раньше, чем тело».

 

«Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и пойми, сколько можешь, душу говорящего.

 

«Приучись, что бы кто ни делал, по возможности спрашивать себя, куда ж он метит? А начинай с себя, и прежде всего себя изучай».

 

Марк Аврелий советовал…

«Пусть дела твои будут такими, какими ты бы хотел их вспомнить на склоне жизни».

 

«Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием и не желай себе за это похвалы».

 

«Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе».

 

«Часто несправедлив и тот, кто не делает чего-либо. А не только тот, кто что-либо делает».

 

«Человека благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам».

 

 

Иоганн Вольфганг Гёте о воззрениях…

 

«Где есть воззрения, появляется и мысль, и каковы воззрения, таковы будут мысли».

 

«Если ты умеешь читать, то должен и понимать; если ты умеешь писать, то должен что-нибудь знать; если ты можешь верить, то должен постигать и разумом; если ты желаешь, то почувствуешь на себе долг; если ты требуешь, то ничего не добьешься, а если опытен, то должен приносить пользу».

 

«Нужно узнать особенности каждой нации, чтобы примириться с ними, вернее, чтобы именно на этой почве с нею общаться; ибо отличительные свойства нации подобны ее языку и монетам, они облегчают общение, более того – они только и делают его возможным».

 

«Поистине, всеобщая терпимость будет достигнута лишь тогда, когда мы дадим возможность каждому отдельному человеку или целому народу сохранить свои особенности с тем, однако, чтобы он помнил, что отличительной чертой истинных достоинств является их причастность всечеловеческому».

 

«Правдолюбие обнаруживается в умении повсюду находить хорошее и ценить».

 

«В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант. И росток этот оживает особенно часто, когда человека одаренного хотят ограничить, задобрить и заставить служить односторонним целям».

«Говорят, истина лежит между двумя

противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема – то, что неочевидно, вечно деятельная жизнь, постигаемая спокойной мыслью».

 

«Всегда лучше высказывать прямо, что думаешь, и не заботиться о множестве доказательств: сколько мы их ни приведем, они будут лишь выражениями наших мнений, а противники не слушают ни мнений, ни доказательств».

 

«Наиболее вздорное из всех заблуждений – когда молодые одаренные люди воображают, что утратят оригинальность, признав правильным то, что уже было признано другими».

 

Иоганн Вольфганг Гёте говорит с позиции критика…

 

«Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции».

 

«Мы ничего не знаем о мире вне его отношения к человеку; мы не хотим никакого искусства, которое не было бы сколком этих отношений».

 

«Литература есть только фрагмент фрагмента; записывается ничтожная доля того, что произошло и было сказано, сохраняется ничтожная доля записанного».

 

«Литература портится лишь в той мере, в какой люди становятся испорченнее».

 

«Юмор – один из элементов гения, но как только он начинает первенствовать - лишь суррогат последнего; он сопутствует упадочному искусству, разрушает и в конце концов уничтожает его».

 

«У древних мы никогда не встречаемся с пародийностью, которая бы снижала и опошляла все высокое и благородное, величественное, доброе и нежное, и если народ находит в этом удовольствие – это верный симптом того, что он на пути к нравственному упадку».

 

«У греков, поэзия и риторика которых были просты и позитивны, одобрение высказывается чаще, чем порицание; у латинян мы наблюдаем обратное; чем больше понижается поэзия и ораторское искусство, тем больше места отводится хуле, тем меньше восхвалениям».

 

«Нет ничего хуже, чем сильное воображение при отсутствии вкуса».

 

Иоганн Вольфганг Гёте выражает точку зрения автора…

 

«Часто бывает полезно не столько передавать читателю уже продуманное, сколько пробуждать и вызывать его собственную мысль…»

 

«Никто, кроме художника, не может способствовать искусству. Меценаты поощряют художника, это справедливо и хорошо, но этим не всегда поощряется искусство».

 

«Тому, кто хочет упрекать автора в темнотах, следует заглянуть в свой внутренний мир, достаточно ли там светло. В сумерках даже очень четкий почерк становится неразборчивым».

 

«Туманность известных максим – относительна; не все, что понятно говорящему, может быть разъяснено слушателю».

 

«Мы, в сущности, учимся из тех книг, о которых не в состоянии судить. Автору книги, судить о которой мы можем, следовало бы учиться у нас».

 

«Некоторые книги, по-видимому, написаны не для того, чтобы из них чему-нибудь научались, а чтобы пустить по свету молву, что и автор кое-чему научился».

 

«Надо помнить, что среди людей есть немало таких, которые, будучи лишены творческой способности, хотят сказать нечто значительное; тогда и появляются на свет самые странные вещи».

 

Иоганн Вольфганг Гёте о языке и стиле…

 

«Не язык сам по себе правилен, точен, изыскан, но дух, обретающий плоть в языке».

 

«Очищать и вместе обогащать родной язык – дело выдающихся умов. Очищение без обогащения – занятие для бездарных».

 

«Кто не знает иностранных языков, не знает ничего и о своем».

 

«Переводчики – это хлопотливые сводники, всячески выхваляющие нам полускрытую вуалью красавицу; они возбуждают необоримое стремление к оригиналу».

 

 

КАРЕЛ чапек о журналистах и журналистике

 

КАРЕЛ ЧАПЕК ПИСАЛ И, МНЕ КАЖЕТСЯ, ОЧЕНЬ МУДРО, ПОЭТОМУ И ВЫПИСАЛ ЭТИ ФРАЗЫ О ЖУРНАЛИСТАХ И ЖУРНАЛИСТИКЕ. ФРАЗЫ ДАВНИЕ, НО НЕОБЫЧАЙНО АКТУАЛЬНО ЗВУЧАТ И СЕГОДНЯ.

 

«Газеты могут писать что угодно, но с условием, что это достаточно правдоподобно и привычно, чтобы читатель без труда этому поверил».

 

«Газеты большей частью тоже состоят из общих фраз, общих мест и штампов, поэтому и они столь же анонимны, как и объявления в общественных местах и служебных циркулярах».

 

«Если попросить автора подписаться под передовой, то, я полагаю, он или вообще откажется ее писать, или попробует написать получше».

 

«Аноним в газетах – это не человек в маске, это просто человек без лица. Только тот, кто не ставит свою подпись, может написать какую-нибудь бессмыслицу».

 

«В газетах есть рубрики, которые никто не читает… Было бы, однако, ошибкой исключить из газет рубрики, которых не читают. Народ хочет их иметь в газетах, подобно тому, как хочет иметь в городе учреждения, которые не посещает».

 

«Если даже всю редакцию свалит грипп, газета все-таки выйдет, и в ней будут все обычные рубрики, так что читатель ни о чем не догадается и, как всегда, будет ворчать на свою газету».

 

«Журналистами, как и актерами или политическими деятелями, делаются люди самых различных профессий, оказавшиеся на бездорожье».

 

«Журналистом человек обычно становится после того, как по молодости и неопытности напишет что-нибудь в газету. К немалому его изумлению, заметку напечатают, а когда он приносит вторую, человек в белом халате говорит ему: «Напишите нам что-нибудь еще»… Таким образом, человек становится журналистом в результате совращенья».

 

«Любимая мечта всех редакторов – так реорганизовать редакционную работу, чтобы ничто не миновало их личного контроля».

 

«Ответственный редактор – это обычно добрейший человек во всей редакции, который и мухи не обидит… Он – козел отпущения по призванию и стоически расплачивается за чужие грехи».

 

«Иногда материал не покупается, а просто выстригается из других газет, причем это газетное браконьерство, в отличие от обычного, проходит безнаказанно и даже вошло в обычай».

 

«Редакционная атмосфера полна фамильярности, люди газеты суматошны и немного циничны, часто поверхностны и легковесны, но, я думаю, что, если бы мне было суждено вновь родиться на свет, я бы снова дал совратить себя в журналистику».

 

 

Антуан де Сент-Экзюпери считал, что…

 

«Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том состоит, что оно объединяет людей: ибо нет ничего в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком».

 

«Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но тогда, когда ничего нельзя отнять».

 

«Теоретик верит в логику. Ему кажется, будто он презирает мечту, интуицию и поэзию. Он не замечает, что они, эти три феи, просто переоделись, чтобы обольстить его, как влюбчивого мальчишку. Он не знает. Что как раз этим феям обязан он своими самыми замечательными находками. Они являются ему под именем «рабочих гипотез», и может ли теоретик подозревать, что, слушая их, он изменяет суровой логике и внимает напевам муз…»

 

«Идите всегда от впечатления и никакая банальность вам не грозит. В вашем рассказе будет внутренняя связь. Слова не будут притянуты за уши. Посмотрите, как самые бессвязные монологи у Достоевского выглядят внутренне необходимыми, логичными, как строятся они вокруг одного стержня. Но связь их чисто внутренняя».

 


Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru