Э С С Е

«Танец уличных фонарей»

 

1. Осада

 

Солнце, щедрое солнце наконец-то потухло за горизонтом, уступая небесный купол другим действующим лицам. И лохматая чернота космоса наконец-то пробралась к поверхности Земли, пожирая и заглатывая причудливо-извилистые русла рек, строгие линии дорог, куски перелесков, и силуэты одиноких деревьев. Единственное, что оказалось ей не по зубам – это, рассыпавшиеся чудесным узором в самом центре картины – разноцветные огни большого города. Как будто угли от гигантского фантастического костревища – огни мерцают и гипнотизируют всякого смотрящего на них… Слева на куполе, высоко вверху повисла мертвая луна. А ещё выше - скучающие Звёзды – холодно и бесстрастно смотрят вниз на посмевших занять этот крохотный уголок на самом дне вселенной - на эту планетку, на этот засыпающий город… и на рассыпавшихся далеко внизу крохотных своих собратьев – на огни большого города. Целые стены местами разноцветных огоньков из окон зданий, и - безупречно ровные цепочки как две капли похожих друг на друга огоньков от уличных фонарей… Но вот огоньки в зданиях начинают по очереди погасать. И их становится всё меньше, меньше и меньше.

И только стройные ряды желтых огоньков фонарей неизменно продолжают освещать вверенные им под охрану территории и дороги. Бессменные часовые на страже покоя, выстроившиеся в одну шеренгу и терпеливо протягивающие вперёд свой огонёк…

 

2. Троянский конь

 

Ну вот зажёгся свет, и фонари потерялись на оживших улицах города. Улицы быстро наполнились людьми и автомобилями. Солнце, наконец-то, взобралось на своё место. Первое облачко вывалилось в небо из самой крайней заводской трубы. Трубы. Машины. Трубы. Машины. И всё это – то здесь, то там – по очереди оживает и приходит в движение. Шум постепенно заполняет собой всё городское пространство. Стройные ряды зданий, огромными колоннами подпирающие небо. Острые заводские трубы – пронзающие его купол. Клубы дыма, теперь уже уверенно и лениво выползающие из этих труб. Город живёт. Город «дышит». Стройные ряды автомобилей. Рычащие двигатели под капотами. Вырывающиеся искры из выхлопных труб. Настоящие чудовища на службе у человека. Ненасытные монстры, готовые без разбору и остановки жрать все окружающие расстояния.

 

Человек - царь природы. И именно он должен владеть этим миром. Да! Это он строит трубы и машины! Ещё чуть-чуть, ещё немного труб и машин, - и он совсем овладеет этим миром. Ещё чуть-чуть, и он станет его единовластным господином. Он сможет в один миг переноситься на огромные расстояния и сможет создавать любую материю! Ещё немного труб и машин… и он сможет зажигать сколько угодно ослепительно ярких огней прямо в небе! Таких ярких, что ненужными станут и уличные фонари, и… и - сами звёзды! Ещё немного труб и машин - и уровень его знаний станет таким, что само время ослабит над ним свою беспощадную костлявую десницу. Ещё немного труб и машин…

Но в следующий миг… когда труб и машин становится уже достаточно много… Да? Что? Простите, что там сказала эта говорящая машина с прыгающими картинками в центре зала? … Ах да, извините, отвлёкся. Да. И в следующий миг… когда труб и машин становится уже достаточно много, - человек оказывается в плену у своего детища! Он задыхается на улице от выхлопных газов автомобилей и отворачивается от закрывающих солнце и торчащих слева и справа – заводских труб.

 

Автомобиль… Современный. Спрятавший в себе тысячи новейших технических решений. Красивый – как самая смелая фантазия, стремительный – как ветер, удобный – как маленький домик на колёсах! Автомобиль… «У-у-у-у-у-у-у-х! Как здорово! Просто дух замирает! Теперь я - повелитель над этой вселенной! Особенно, если к нему сзади ещё приделать такую маленькую турбинку! А ещё лучше, - маленький ракетный двигатель! Как у «Синей Стрелы»1. Ах, как жаль, что автомобили не летают! Но я буду ездить, ездить и ездить на ней. И теперь мне даже незачем из неё выходить»... И человек так привыкает к своему автомобилю, что надолго останавливает своё движение в пробках, потому что он уже не может двигаться без него. Он уже совсем не может двигаться без него. Он может только ездить на автомобилях, которых почему-то становится так много, что они теперь они могут только стоять в пробках…

 

3.Атака. «Со щитом, или… - на щите!»…

 

Весь автомобильный мир разделён на две половины: тех, кто покупает автомобили - и тех, кто их производит; на тех - кто на них ездит, и тех - кто их ремонтирует.

Вы когда-нибудь видели автомобильного мастера? Всегда спокойное и даже скучноватое выражение лица. Шуточки-прибауточки. Иногда очень даже едкие… И такой хитрый-хитрый, проникающий всюду прищур… как будто он там что-то видит и прямо сейчас надсмехается над тобой… Мне всегда было интересно, что он там видит и о чем он это там думает в этот момент? Очень люблю наблюдать за мастерами! Все они резко отличаются от обычных людей. Каждый из них яркий, неповторимый персонаж! Со своим обаянием и со своими странностями. У каждого из них есть какая-нибудь своя странность. Как и положено людям, обладающими какими-то особыми секретами… обладающими ТАИНСТВОМ МАСТЕРСТВА… Таинством, которое позволяет им творить очень-очень необычные для обычных людей вещи. И иногда это кажется волшебством. Но это не волшебство, это – ТАИНСТВО МАСТЕРСТВА…

Один раз я пришёл к одному такому мастеру. И он очень долго высказывал мне претензию, что я его не заметил, когда проезжал на автомобиле мимо автобусной остановки, на которой он стоял без автомобиля. И по настойчивости, с которой он мне высказывал эту претензию, я понял, что это очень серьёзный промах с моей стороны. Но, правда, мне было непонятно, какие могут быть проблемы у автомобильного мастера на автобусной остановке? Ведь он - автомобильный мастер! Он - повелитель над автомобилями! Он просто создаёт их заново из разбитой груды металла! И у него самого наверняка должно быть куча автомобилей. Каких хочешь. Да и я сам как-то видел, что он приезжал в мастерскую на новенькой… да, новенькой… но почему-то на скромной «ВАЗ-21099»! И я подумал, что это его какая-то странность, которую ему положено иметь, потому что он - мастер. Но я был неосторожен, очень не осторожен… И в следующий раз, когда я к нему пришёл, я попал опять на такую же претензию! И он высказывал её мне ещё в два раза дольше, чем в прошлый раз! И я, наконец-то, понял, что это очень-очень серьёзно! И что мастера, оказывается, очень часто обитают на автобусных остановках, несмотря на то, что у них есть новенькие автомобили и что, если я хочу, чтобы моя машина вообще ездила, я должен очень внимательно смотреть на эти остановки, когда проезжаю мимо! …чтобы замечать этих мастеров! Один раз в детстве я услышал пословицу: «Сапожник – без сапог», и на долгое время у меня остался вопрос, почему это сапожник не может сшить себе сапоги? То есть у него скорее всего есть сапоги, как машина у того мастера, но он почему-то их снимает и закидывает на полку, чтобы ходить в чём попало! Какая-то ужасная несправедливость! Ни-и-ичего не понимаю! Странные они какие-то, мастера.

 

И, вот он – мой первый автомобиль. Светло-бежевого цвета. Нежно-нежно-бежевого! Просто волшебный цвет! Я такого цвета ещё не встречал! Нежно и почти бесшумно урчит мотор. Это просто сказка! Я просто до сих пор не могу поверить в произошедшее! Я купил машину! То, что в старом советском обществе купить на зарплату считалось невозможным. Если ты не артист и не директор. Возможно, с этого и началось крушение социализма… Да, многолетняя мечта сбылась! Только что я с ним теперь буду делать? Ведь пока я могу только ходить вокруг него и смотреть на его волшебный цвет. Я не умею его ни обслуживать, ни даже ездить на нём. И я не знаю как, но я должен справиться с этим автомобилем! Но сейчас я даже не хочу думать об этом. Но завтра я соберусь с духом, и начну…

 

Помню своего первого инструктора по вождению. Это был прапорщик в военном училище. Кличка у него была «Кутуз», по его фамилии Кутузов. Прапорщик с фамилией полководца. Такое задорное лицо, рыжий чуб и хитрый-хитрый прищур. Это был самый популярный среди курсантов инструктор. Он мог так материться, как никто другой. Он был у курсантов постоянно на слуху. Кто-то его ругал, а кто-то, наоборот, хвалил. И те, кто хвалил, удивлялись, почему другие его ругают. И все новички думали: «Кто же это такой, прапорщик Кутузов? И как мне себя вести, если он начнёт материться прямо на меня? Чёрт, лучше бы к нему не попадаться на вождении вообще!»

Учиться ездить мне пришлось на военных грузовиках. ЗИЛ –131 и ГАЗ-66. Первый урок вождения. Грозные машины стоят рядами. Наконец-то сейчас Я СЯДУ ЗА РУЛЬ И ПОЕДУ! Наконец-то! Нет, мне просто не верится, что я САМ ПОЕДУ ЗА РУЛЁМ! И, тем более, не верится, что я смогу управлять такой махиной. Рядом смотришь на неё снизу-вверх и думаешь: «Как бы хотя бы, в кабину, забраться?» А-а-х! Побыстрей бы начались занятия! Да. Рядом мои товарищи по учебной группе. Старательно скрывают свои эмоции. Но, скорее всего, думают и чувствуют то же самое что и я. Но вот занятия начались! Наконец-то! Ура!… Но я попадаю прямо к «Кутузу»!? Ну и ладно. Бог с ним. Главное, что сейчас я поеду! Сейчас я сяду за руль… У-у-у-у-у-у! Какая огромная машина! И какая высокая кабина! Надо же, раньше она мне и не казалась такой огромной! Главное - не попасть впросак, когда я буду забираться в эту высокую кабину! А то я буду выглядеть очень и очень некомпетентно! И все будут потом смеяться надо мной! До самого выпуска. Нет, я буду хитрее. Ведь я же - компетентный человек! Я заранее рассмотрю все эти ступеньки… и представлю, как я должен буду по ним забираться наверх… Что?… Что-о-о???… Ни-и-ичего не понимаю! Про какое такое ведро говорит «Кутуз»? Да ну? Не может быть! Он говорит мне, чтобы я начинал мыть машину! Да он просто козёл! Да ты посмотри, она же совершенно чистая!!! Он просто издевается надо мной! Теперь я понимаю, почему его так ругают курсанты! … Вообщем, в это вождение я тёр и мыл машину, а потом делал что-то ещё и ещё, но с места она, в тот день, так и не тронулась…

Ещё помню момент, когда я в первый раз поехал! Наконец-то! ДОРОГА ДВИЖЕТСЯ прямо на меня! И так быстро! Круто!!! Вот это да! Всё как в кино, но только – по-настоящему! Всё как бы происходит совсем без меня. Я только держу ногу на педали газа. Жалко, что я не могу пока по-серьёзному придавить эту педальку газа! И в следующий миг… МАШИНА НАЧИНАЕТ ОТКЛОНЯТЬСЯ К ОБОЧИНЕ!!! «Кутуз» объясняет как это опасно, и я очень тихонечко и осторожненько начинаю выворачивать руль, чтобы её выровнять. И-и-и… в следующий миг… ОНА НАЧИНАЕТ ОТКЛОНЯТЬСЯ В СТОРОНУ ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЫ!!! Теперь я и сам понимаю, как это опасно, и… опять осторожно выворачиваю руль… Машина выравнивается… А потом… всё повторяется!!! Опять – к обочине! Какой кошмар! Опять – в сторону встречной полосы… И МАШИНА ВИЛЯЕТ, ВИЛЯЕТ И ВИЛЯЕТ. И этот кошмарный сон не заканчивается! Она делает всё наоборот тому, что делаю я! Она виляет и совсем меня не слушается! Но вот я понимаю, что так долго продолжаться не может! Машины не ездят такими зигзагами никогда. И что Я ДОЛЖЕН взять это под свой контроль… Ещё чуть-чуть… и «Кутуз»… возможно… начнёт материться… ПРЯМО НА МЕНЯ! И я не буду знать, как себя вести: проглотить это или - начать возмущаться? Но… он подсказывает, что смотреть на дорогу надо не перед самой машиной, а дальше, вперёд! И Я ВЫРАВНИВАЮ МАШИНУ! Есть! И теперь Я ЕДУ прямо! Да! Наконец-то! Я ЕДУ НА МАШИНЕ! Да! Победа! И теперь Я ЕДУ ПО ЭТОЙ ДОРОГЕ, а не она бежит на меня, как мне показалось в первый раз!

И, конечно, - первая экстремальная ситуация на дороге. Я уже довольно неплохо веду машину. Я уже еду по любимым улицам города! Наконец-то! И у меня всё получается! Я просто на вершине блаженства! И «Кутуз», вроде, настроен благожелательно. Он сидит рядом – на своём инструкторском месте. Он безмятежен: расслабился и отдыхает. Его спаренная с моими пара педалей для экстренного торможения уже несколько занятий бездействует. Весна! О-о-о-тличная погода! О-о-о-тличные люди на тротуаре! Хочется петь и танцевать! Но вдруг… О-о-о-о, не-е-е-т!!! Ну почему это происходит сейчас! И почему – именно со мной! Ведь я ещё не научился водить машину как следует! И сейчас она прекрасно катится вперёд по этой чудесной улице! И я так прекрасно управляю автомобилем, без единой ошибки! Со стороны тротуара… на дорогу… выползла… СТАРУХА! Да! СТАРУХА!!! Настоящая!!! С горбом и с клюкой! Хромоногая! Обязательный персонаж всех сказок, анекдотов и комедий. Существо, реагирующее на происходящее только тогда, когда её переезжает автомобиль, поезд, или когда её выкидывают из окна… разгневанные соседи! И, к моему ужасу, по моим расчетам, старуха, из всех водителей, двигающихся по дороге, достаётся ИМЕННО МНЕ! Прямо через секунду, она будет перед моим автомобилем! Как это несправедливо! Но, ничего. Рядом со мной – мой иструктор! И он – мой самый лучший друг, и - просто ас на дороге. Сейчас он нажмёт на свою пару педалей – и всё, как всегда, будет хорошо! И я бросаю на него свой взгляд… Н-у-у-у??? Негодя-я-й! Негодя-я-я-й!!! Его настроение продолжает оставаться безмятежным! И он вообще-то и не собирается тормозить! Что-то не так! И если я сам не заторможу, то мы её точно ЗАДАВИМ! ЗАДАВИМ! Я ДОЛЖЕН ТОРМОЗИТЬ САМ! САМ! Быстро! Как и учили! Вначале сцепление, потом – тормоз! … … … … … … ... У-у-у-у-у-у-ффф!… Чуть не умер от разрыва сердца! … Старуха, наконец-то, повернула голову… увидела замерший в опасной близости от неё огромный военный грузовик… подпрыгнула… и убежала прочь. Намного быстрее, чем ковыляла по дороге до этого. Хромота исчезла. Не-е-е. Палку вроде утащила с собой. И на её скорости это никак не отразилось. Очень проворно. Очень. Жалко, что из кабины не слышно, какие звуки там издают пешеходы. Да. Тишина. «Кутуз» вроде не ругается. Он продолжает пребывать во всё том же безмятежном настроении. Значит, я всё сделал правильно. И теперь я вдруг понял, что эта... этот... инструктор сидел рядом, наблюдал за происходящим сквозь характерный прищур глаз… И НЕ ТОРМОЗИЛ! Специально не тормозил, чтобы посмотреть, как буду действовать я! Он просто ненормальный! Он сумасшедший! Так рисковать жизнью бедной старушки! Да! Этот прапорщик – определённо со странностями! Но этот день я понял, что разогнать автомобиль – намного проще, чем… научиться «мыть и тереть» свою машину!

 

Фонарный столб. Сородич уличного фонаря. Фундаментальное творение технического гения 20 века. Охраняет автомобилистов от пешеходов, а пешеходов – от автомобилистов. Имеет толстую чугунную броню снизу и фонарь сверху. Практически неуязвим для пьяных автомобилистов. Частый персонаж фильмов, анекдотов и немой свидетель комедийных ситуаций на дорогах. Считается очень смешным, если кто-то врезается в фонарный столб. Для этого необходимы особые навыки в вождении. Ведь он необходим для того, чтобы, как раз наоборот, освещать дорогу. И стоит он в недосягаемом для нормальных автомобилистов месте – за бордюром. И в жизни мне ни разу не доводилось видеть чтобы кто-то… Нет, постойте… Один раз я увидел. Да. Изуродованный автомобиль стоял рядом со столбом. Видно бедняжка изо всех сил пытался провезти распоясавшегося хозяина мимо, домой. Но с хозяином разве поспоришь? Но сам богатырский столб не шелохнулся! Выдержал! И вышел победителем из этого противоборства. Только кусок чугунного доспеха откололся! Машина потом быстро исчезла, а кусок этого доспеха ещё долго стоял рядом со столбом как свидетельство его доблести.

 

Однажды я понял, наконец, о чём думает мастер, когда смотрит с хитрым прищуром. Я наблюдал, как один хозяин пригнал свой автомобиль к мастеру. Я не помню, что там у него было не в порядке, но я увидел, как мастер посмотрел на него с таким прищуром. И водитель начал оправдываться и объяснять, как это случилось и почему это произошло. И я всё понял! Мастер думает в этот момент: «Да, брат, знаю! Можешь и ничего мне не объяснять. ЭТО НЕ ТЫ ЕЗДИШЬ НА МАШИНЕ. ЭТО ОНА НА ТЕБЕ ЕЗДИТ!»

А потом я увидел, как мастер управляется с машинами. Я забирал из ремонта свой автомобиль. У него было помято заднее крыло. Это была «Восьмёрка». И это крыло на ней – не съёмное. И делать его – проблема. Менять дорого, править старое – заметно… И я увидел свою машину. Глазам своим не верю! Это просто невозможно! Это невозможно, так подобрать краску, которой одного цвета бывает десятки оттенков. Подобрать так, чтобы она не только совпала по первоначальному тону, но и не отличалась от старой краски, выгоревшей на солнце! И чтобы новый кусок краски без какого либо шва или стыка переходит в старый прямо на неразъёмной поверхности! Это невозможно, так выровнять поверхность крыла, на котором даже идеально плоские на первый взгляд поверхности, обычно имеют плавный обтекаемый загиб! Крыло было безупречно! И не один кусочек краски не задрался за всё время, пока у меня оставалась эта машина! Эта вмятина на нём мне просто приснилась в кошмарном сне! Да, человеческими руками это сделать невозможно! Наверно у него есть волшебная палочка, которая творит эти чудеса! Вот оно – ТАИНСТВО МАСТЕРСТВА! О-о-о-о! Как бы я хотел быть похожим на этого мастера!

 

Да, я обязательно научусь этому! Я уже моментально меняю колёса, умею менять масло и даже могу не определять по спидометру – сколько я проехал, - я чувствую, когда двигатель начинает просить его поменять! Я умею заставить работать непослушные свечки и капризный бензонасос! Я знаю, что быстро открутить на ночь, чтобы мой автомобиль не угнали. И я умею поменять шаровые рычаги в его подвеске, на которые опираются его колёса. И теперь я на ходу чувствую, какое колесо подкачать, чтобы машина катилась быстрее. Но верх моих устремлений – научиться выставлять клапана и зажигание! Чтобы мотор работал бесшумно, экономично, но разгонял машину как ракету! … И вот, наконец-то, клапана на моей машине – словно шепчут. Звук от них просто сливается в непрерывный мягкий шелест. И сама машина быстро и послушно набирает скорость. Это просто – сказка! И я чувствую каждый клапан в её двигателе. И через свои колёса я ощущаю каждый камешек на дороге. И знаю, какая дорога и как шумит. Нет, я обязательно буду, как этот мастер!

 

И, конечно, мечта любого водителя - Трасса! Ты садишься в автомобиль, выходишь на трассу и через час всё вокруг тебя – меняется. Ты становишься движением. Ты сливаешься воедино с потоком автомобилей. И вот - ощущение, что твоя машина разгоняется по взлётной полосе. Это госпожа скорость приподнимает её над дорогой – и она уже касается дороги самыми кончиками колёс. И только воздух упругим потоком прижимает её к полосе. И автомобиль разрезает его как реактивный самолёт. Звук мотора исчезает – вокруг только звук рассекаемого воздуха. И через некоторое время возникает невидимая сила, которая толкает твою машину вперёд – как дополнительная турбина, как ракетный двигатель, такой же – как у «Синей стрелы». И ты чувствуешь, что машина несёт в себе – неукротимую мощь, и не понимаешь – откуда берётся эта мощь. Ведь в пределах города мотор не обладает такой силой.

И ты чувствуешь, что твоя машина готова оторваться от земли и… Но тебе не хватает смелости, чтобы даже представить себе возможные последствия от этого… и ты осознаёшь, что твоим колёсам лучше никогда не отрываться от земли … на этой скорости. И ты следишь – чтобы ТВОИ КОЛЁСА ВСЕГДА ОСТАВАЛИСЬ НА ДОРОГЕ. И ты наконец-то понимаешь, что автомобили ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не летают.

 

И ведь недаром самые благоразумные водители никогда-а-а-а-а не покидают пределы города! Но трасса! Трасса всегда манит и зовёт. Своей безграничной протяжённостью. Трасса – это вызов любому водителю! Трасса! Это слово водители произносят с уважением, с гордостью… и с осторожностью. Трасса – это предмет шофёрских баек и страшилок. Она живёт по своим правилам и законам. И именно она является самым справедливым и суровым экзаменатором для водительского мастерства. И её первый исполнительный директор – МИССИС СКОРОСТЬ. То, - что наделяет всё встречающееся по обочине – несокрушимой твёрдостью, а всё движущееся навстречу – смертельной мощью. Поэтому самые благоразумные водители никогда-а-а-а-а не покидают пределы города! Они никогда-а-а-а-а не появляются на трассах! Они очень аккуратно ездят по городским улицам… И самые-самые благоразумные из них даже ставят свои дорогие автомобили в зимний период на деревянные чурбачки в гараже, чтобы не рассыхалась резина. И их автомобили оказываются в зимний период на деревянных чурбачках в гараже, а затем… в весенне-летнее время… их автомобили попадают на подъёмники в боксах у автомобильных мастеров. Но их автомобили никогда-а-а-а не разбиваются в «лепёшку», нашпигованную трупами, как на трассе. Потому, что они «ездят» исключительно в пределах города… за исключением времени, когда их автомобили стоят на чурбачках и на подъёмниках. Именно поэтому самые благоразумные водители никогда-а-а-а-а не покидают пределы города!

 

И только самые дерзкие автомобилисты принимают вызов трассы. Ты садишься в автомобиль, выходишь на трассу и через час - мир вокруг тебя меняется. Ты становишься движением. А по пути тебя ждут неведомые приключения. Всё дышит опасностью: по центру - монотонно движущаяся навстречу и убаюкивающая тебя дорога, слева - встречные автомобили, проскакивающие мимо с шумовым ударом, а справа - мелькающие километровые столбы. И ты сливаешься воедино с потоком своих друзей-попутчиков и через некоторое время ты уже знаешь – кто движется сзади, а кто впереди тебя. И ты движешься вперёд… вперёд… и вперёд! Ты чувствуешь азарт, и у тебя появляется игра – кто быстрее? Продвинуться в этом строе машин как можно ближе к финишу. И финишировать первым. И ты уже не можешь остановиться, ты - во власти скорости. И ты доверяешься ей, и движешься вперёд… вперёд… и вперёд! Словно выпущенная стрела ты пронизываешь пространство – и попадаешь в другой мир. Мир, подвластный только скорости. Власть скорости. Царство скорости. Время и расстояние уходят за кулисы. Абсолютная монархия! Здесь МИССИС СКОРОСТЬ диктует свои правила. Диктует правила и вступает в свои владения.

И постепенно трасса перестаёт быть такой опасной. И твой автомобиль плывёт по ней как космический корабль. И незаметно МИСИСС СКОРОСТЬ уступает свою всласть тебе, и ТЫ – ВЛАСТИТЕЛЬ НА ЭТОЙ ТРАССЕ! Но, перемещаясь по трассе, ты следишь – чтобы ТВОИ КОЛЁСА ВСЕГДА ОСТАВАЛИСЬ НА ДОРОГЕ, потому что автомобили ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не летают.

 

4. Танец уличных фонарей

 

У меня есть один старый друг. Он - художник. Да. Конечно, он немного чудаковатый. Немного нескладный, чуть заикается. Но картины его – превосходны! И я смотрел его картины, каждая из них - кусочек неведомого мира. Мира – поражающего своей красотой. Когда смотришь на его картины – они просто гипнотизируют! Хочется просто прыгнуть в этот видимый кусочек другого мира и посмотреть – что там, дальше, за рамками? Рамки! Вот что портит такие картины. Они скрывают за собой продолжение этого мира. Да… И для меня всегда было загадкой – как рождаются эти чудесные картины? Как это можно создавать? И почему такие картины получаются только у него? И я смотрел, как он рисует эти картины – вначале он прищуривается и смотрит на холст… думает о чём-то… потом начинает писать. Через некоторое время он опять отходит от холста, и всё повторяется: он снова прищуривается, смотрит на что-то и на минуту застывает в такой позе. Да, он смотрит на что-то, что должно быть в районе холста, но что скрыто сейчас от других глаз и видимо только для него. И его сейчас в данный момент здесь нет. Он отсутствует. Он сейчас находится ТАМ! В том чудесном мире. И потом он своей тренированной рукой просто переносит это на холст. И всё! Но как ему удаётся проникнуть в тот мир… это – ТАИНСТВО!

Да. Он нарисовал много картин, и я относился к нему с большим уважением. И один раз он спросил:

Я постарался удержать свои брови на месте. Главное, - не удивляться:

- Слушай, но фонари не танцуют. Они не могут танцевать. У них другая работа – освещать улицы. Освещать улицы – для машин и пешеходов! Поэтому, они должны стоять неподвижно, на месте, ровным рядом и на совершенно одинаковых расстояниях друг от друга! Как люди их и расставляют. И при этом они их ещё и закапывают глубоко в землю, цементируют основание и даже одевают их, иногда, в чугунную «броню». Поэтому, фонари просто не могут танцевать!

- Да, конечно, я с тобой согласен. Фонари ДЕЙСТВИТЕЛЬНО – не могут танцевать! Забудь про это. Пойдём просто погуляем.

И в полночь он провёл меня через «Петровку». Уже поздно и улица опустела. Исчезли автомобили. Последние люди спрятались в метро. Другие – уже отдыхают в своих квартирах. Совершенно пустынная Петровка. Эта улица всегда восхищала меня количеством разместившейся на ней эстетики. Красивые витрины магазинов. Огненная и разноцветная реклама. Здесь царит гений художников и дизайнеров. Поворачиваем на «Камергерский переулок». Ажурные уличные фонари. Аккуратные красивые домики. Застывшая картинка из 19 века! И, дальше, подходим – к перекрёстку «Камергерского» с ул. «Большая Дмитровская». Теперь он остановил меня и сказал:

И я выхожу на перекрёсток, бросаю быстрый взгляд в сторону, как учил мой друг, и… на мгновенье выхватываю картинку: вижу изогнувшуюся в невообразимом зигзаге линию от задорных фонарных огоньков! И потом – сами фонари, описавшие необычный пируэт вдоль - изогнувшейся вопреки всем правилам - бугром дороги. Фонари - описавшие этот необычный пируэт, несмотря на все старания этих занудных людей, закапывающих их глубоко в землю, цементирующих их основание и одевающих их в чугунную «броню». Пируэт, совершенно скрытый от людских глаз утром, днём и вечером, и появляющийся только в полночь, когда последний человек скрывается в метро, а все остальные – уже отдыхают в своих квартирах!

 

 

* * *

И вот ты прошёл испытание трассой и капризными свечками и бензонасосом. И вот, пожирая пространства, ты ощущаешь себя божеством. И автомобиль слушается тебя как продолжение твоего тела, и ты чувствуешь шероховатость дороги через её колёса, чувствуешь величину напряжения, с которым работает мотор, и чувствуешь, как горячо нагрелись твои тормозные колодки. И, проезжая по своей любимой улице, приближаясь к этому причудливому, выступающему вверх трамплином, вопреки всем правилам прокладки дорог, бугру, - ты знаешь, в какой момент тебе надо чуть-чуть притормозить. И ты притормаживаешь, твоя машина приседает на своих пружинах и… в следующий миг – ныряет вниз, вновь быстро набирая скорость! И ты выполняешь всё это безупречно, почти также, как твой строгий инструктор. И в очередной раз приближаясь к этому бугру, торчащему вверх трамплином, ты ощущаешь себя божеством! Автомобиль слушается тебя как продолжение твоего тела, и ты вдруг осознаёшь, что можешь разорвать своё соглашение с дорогой!

И тебя охватывает дикая радость! Ты придавливаешь вместо тормоза – газ! И… в следующий миг… твоё сердце замирает от восторга! Машина подпрыгивает, колёса отрываются от земли… И… Твоя машина – летит! ЛЕТИТ!!!

Ну, вот и всё.

Ну, а для тех, кому всё ещё мало …

 

 

РЕЗЮМЕ

 

- Да? Ну и что?

- У каждого человека есть выбор: быть мастером в этой жизни или оставаться неудачником.

- В рукопашном бое есть один принцип:

 

ПОБЕДИТЕЛЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАПРАВЛЕНИЕМ ЭФФЕКТИВНОЙ АТАКИ.

 

 

- «СО ЩИТОМ, ИЛИ… - НА ЩИТЕ!» На щитах в Спарту приносили павших героев, которые предпочли умереть в сражении, чем отступить хоть на шаг. Поэтому чаще всего спартанцы приходили, всё-таки - «СО ЩИТОМ», и это означало – с победой.

У мастера своего дела каждая атака – эффективная. И направлена она всегда в одну сторону: от мастера – в область, на которой он специализируется. И результаты, которые он демонстрирует, похожи на чудеса из арсенала доброго волшебника. Иногда они даже вызывают удивление, и всегда - уважение окружающих. Так что мастер – всегда «СО ЩИТОМ»!

 

Владимир СНЕГ.

1«Синяя стрела» - транспортное средство, установившее рекорд скорости для автомобилей – 700 км/час. Рекорд установлен в США и был занесён в «Книгу рекордов ГИННЕСА». Автомобиль передвигался по дну соляного озера и ни разу не оторвал своих колёс от поверхности земли.

 

 

 


Сконвертировано и опубликовано на http://SamoLit.com/

Рейтинг@Mail.ru