ВЕЧНЫЕ СПУТНИКИ НОВОГО ГОДА

Интересно узнать, а какие пожелания разных народов можно услышать под Новый год. Уже упоминалось, что римляне поздравляли друг друга лавровыми ветками со словами: "Настал час счастливых надежд!". Один раб пожелал рижскому императору Юлию Цезарю "жить в новом году дольше, чем в старом". Цезарь засмеялся, воскликнув: "Это самое необычное пожелание за всё существование человечества!". И даровал рабу свободу.

Наше сердечное русское "С новым годом!" ведёт своё начало с первого января 1700 года. Тогда Пётр I повелел всем в праздничные часы поздравлять друг друга этими словами.

А вот какие пожелания были опубликованы ещё в 1759 году в январском номере петербургского журнала "Позднее время в пользу употребленное": "Последуя введенному обычаю, надлежало бы мне при наступлении Нового года почтить благосклонных читателей витиеватыми поздравлениями. Можно бы сыскать довольно и желаний, которые бы конечно им понравились. Например: мог бы я всем молодым людям пожелать невест с таким богатством, которого бы они, со всем своим мотовством, не скоро промотали... мог бы я некоторым женщинам пожелать столько почитателей, сколько раз всякий день они в зеркало смотрятся, а другим - столько женихов, сколько красоты они сами в себе находят; мог бы я наконец скупым несчетных сокровищ, а честолюбивым знатных чинов пожелать. И я думаю, что такие желания на Новый год приняты были, ежели не с веселым лицом, то по крайней мере не с угрюмым".

Первый гость, который посетит дом на острове Крит, садится на принесенный им камень и изрекает такое пожелание: "Пусть войдёт в ваш дом золотой самородок величиной с этот камень!". У жителей острова Гельголанд, что в Балтийском море, самое оригинальное и самое трогательное из всех пожеланий - пожелание "спокойного сердца". Почти аналогично новогоднее пожелание у индийцев: "Душевного спокойствия и здоровья!", и у японцев: "Здоровье до глубокой старости!", сопровождающееся поклоном. В Болгарии мысль о здоровье выражена ярко в новогоднем благословении: "3доровья и счастья в будущем году!". И при этом гость ударяет легонько по спине хозяев дома кизиловой веточкой. Ещё в древности считалось, что искусно украшенная кизиловая веточка передаёт человеку или животному живительную силу распустившегося кизилового дерева. Среди новогодних пожеланий в Болгарии чаще всего встречаются: "На здоровье!", "На долгие годы!", "Будем живы, здоровы!". Здоровье занимает почётное место и в таком пожелании: "Сколько звёзд на небе, столько и здоровья в этом доме!".

И, разумеется, Новый год не обходится без тоста: "За твоё здоровье!" или "За здоровье всех, сегодня - праздник!". В старину жители Британских островов, прежде чем выпить вино или какой-либо более крепкий напиток, окунали в него поджаренный на огне ломтик хлеба, чтобы напиток впитал в себя также и хлебный аромат. Впоследствии традиция окунать хлеб в вино забылась, но возникла другая: произносить тост перед тем, как выпить вина.

Мы поднимаем тосты за доброе окончание дела, за день минувший, за молодых на свадьбе. Поднятие бокалов во многих случаях может выглядеть вещью банальной, а стиль пожеланий шаблонным. Но действие, при котором мы делаем несколько глотков за праздник, за здоровье, за встречу Нового года, - это обычай, имеющий тысячелетние корни.

Древние греки и римляне делали это в честь богов, чтобы отметить какую-нибудь знаменательную дату или просто ради почитания друзей или родственников. Заздравные тосты ещё с древности считались свидетельством дружбы и способом для поддержания связи с окружающими. Первоначально это было поводом для начала молитв или просто вызовом. Позднее заздравные тосты стали служить поводом для выпивки или для продолжения начатого разговора. Но в любом случае поднятие бокалов чаще всего сопровождалось пожеланиями здоровья: "скол" восклицают и сегодня скандинавы, "прозит" - немцы и "салю" - французы.

В далёкие-предалёкие времена германцы приглашали в гости только тех, кому хотели выразить своё уважение. Испанское слово "бриндис" и итальянское "бриндизи" /что в буквальном переводе означает "выпить за здоровье кого-нибудь"/ происходит от немецкого "их бринг дир" - то есть "предлагаю, подношу тебе", в то время как французское "тренке" /слово, введённое в языковую речь Франсуа Рабле в ХVI веке/ произошло от немецкого "тринкен" со значением "пить".

Обычай чокаться бокалами появился в те далёкие времена, когда не считалось серьёзным грехом подсыпать яд в бокалы гостей или соседей за столом. Поэтому, чтобы заверить гостей в своём миролюбии, хозяин не только наливал немного вина сначала в свой бокал и выпивал его, но и все гости в ходе застолья неоднократно "обменивались вином", то есть отливали из своего бокала в бокал своего соседа, а затем символически соединяли бокалы - чокались.

Но чаще всего бокал с вином переходил из рук в руки всех членов компании, которые отпивали по глотку. В средневековье последний глоток предназначался самому высокопоставленному из присутствующих. То, что оставалось на дне бокала, имело таинственную притягательную силу: если в компании была дама, предполагалось, что последний узнает все тайны представительницы прекрасного пола.

Но с течением времени утвердился обычай каждому пить только из своего бокала, причём пожелания здоровья передавались через постукивание чаш /или чоканье - в застольном языке употребляется выражение "чин-чин"/. Французский глагол "тренке" приобрёл второе значение: он стал обозначать действие, при котором чокаются бокалами с вином.

В нынешнее время угроза отравлений не является столь актуальной, а вот процесс чоканья может осложнить ход застолья, особенно, если найдётся желающий "соединить" свой бокал с бокалами всех многочисленных гостей. Во всяком случае, чокаясь, не протягивайте руку далеко через стол;мужчина должен держать свою рюмку ниже рюмки женщины.

В бюллетене британской гильдии профессиональных специалистов по произношению тостов /существует, оказывается, и такая!/ сказано: "В последней трети XVI века французский король Генрих Третий, предвзятый, самовлюблённый и насмешливый властитель, установил такой обычай: перед наиболее уважаемым человеком, которому предстояло произнести первую застольную речь, клали кусочек поджаренного хлеба, которым он после опустошения бокала должен был закусить".

В ту эпоху слегка обжаренный ломтик хлеба назывался "тосте" или "тусте", и через фонетические трансформации это слово превратилось в слово "тост", которое в значении заздравного пожелания вошло во многие европейские языки. Со временем слово "тост" стало достоянием, как сказал Леон Фейхтвангер, "всего пирующего человечества".

Уже исчезли торжественность и этикет банкетов прошлых времён. Сегодняшние застольные речи свободны по форме, не скрывают подтекста, в них почти ничего не осталось от прежнего старого ритуала. Но и сегодня независимо от того, полны ли бокалы лёгкого домашнего вина или дорогого шампанского, тосты представляют собой продолжение старого обычая, выражающего радость и желание примирения и сглаживания всех конфликтов.

Сдвигая бокалы в искрящимся вином, рюмки с кристально-чистой водкой или янтарно-золотистым коньяком, все люди под хрустальный перезвон высказывают друг другу самые лучшие, самые добрые пожелания. В разных странах у разных народов эти слова звучат по-разному. Но суть одна - "Будьте здоровы!"

В Австралии, Англии и Соединённых Штатах Америки - "Чиирс!"

Азербайджане - "Саг олун!"

Армении - "Войху линэк!"

Болгарии - "На здравне!"

Бразилии, Испании и Мексике - "Салют!"

Венгрии - "Эгээ шшээгээре!"

Во Вьетнаме - "Чиа!"

В Германии - "Просат!"

Голландии - "Прост!"

Греции - "Ясас!"

Грузии - "Джамтелат икавит!"

Дании - "Скаал!"

Израиле - "Мазел тов!"

Италии - "Салюте!"

Канаде - "Ту ёхелф!"

Китае - "Ганьбэй! Ни-хао!"

Латвии - "Уз юусу весселибу!"

Литве - "Букетс цвейкас!"

Молдавии - "Норок Мулуцьань!"

Норвегии - "Скаалс!"

Пакистане - "Джам!"

Польше - "На здравье!"

Португалии - "Вивя!"

Румынии - "Са трасти парок!"

Сомали - "Аугурьйо!"

Турции - "Сереф!"

На Украине - "Будьмо!"

В Финляндии - "Типпис!"

Во Франции - "Санте!"

В Чехии - "На здрави!"

Швеции - "Скол!"

Эстонии - "Тервисекс!"

Японии - "Гокигэн е!"

На языке эсперанто - "Е виа сано!"

А какой Новый год без конфетти? В начале XIX столетия у итальянцев в последние дни знаменитых римских карнавалов было принято шутливо бросать друг в друга засахаренный миндаль и орешки. Позднее сладости заменили шариками из гипса или меда. Но они могли повредить лицо, и римская полиция запретила "опасное конфетти". В Португалии вместо гипсовых или медовых шариков разбрасывали горох. В конце XIX века владельцу одного парижского ресторана пришло в голову заменить глиняное драже цветными кружочками из бумаги. Так появилось современное конфетти.

На новогодний стол многие предпочитают подать жареную индейку вместо поросёнка. Откуда же появилась эта птица за трапезой в Европе? Первых одомашненных индеек упоминает история древней Мексики. Ещё мексиканский правитель Монтесума содержал при своём дворе, там, где теперь находится Мехико-Сити, целый загон с этими птицами. Индейки вызвали интерес у испанских конкистадоров, и королю Испании они настолько пришлись по вкусу, что он приказал отправлявшейся очередной группе завоевателей не возвращаться без нескольких пар этих птиц, которых он пожелал развезти в Испании. В 1570 году по случаю свадьбы французского короля Карла Девятого и во Франции впервые появилась жареная индейка. Гости были буквально очарованы этим блюдом. С той поры индейка превратилась в лакомство для всех.

Индейка заслужила право быть съеденной в торжественной обстановке в Новом Свете тем, что она спасла жизни первых американцев. Высадившиеся в 1620 году с корабля "Мейфлауэр" переселенцы из Европы вряд ли бы пережили трудную зиму и дождались урожая, если бы не в изобилии водившаяся в лесах разная дичь и, в первую очередь, доверчивые и почему-то считавшиеся глупыми индейки. Тогда это была довольно шустрые, способные летать птицы с зелёным оперением и с бронзовым отливом, мало чем напоминающие нынешних гигантских белоснежных индюков, достигающих веса в тридцать килограммов.

В самой Америке, индейцы, не испытывавшие недостатка в дичи, использовали прежде всего индюшачьи перья, которыми украшали свою одежду, прикрепляли к стрелам и копьям. Но и тогда были племена, которые считали зазорным использовать в этих целях любые перья, кроме орлиных, и они же считали, что тот, кто поест мясо индейки, становится глупым.

Когда говорят про тощую курицу, что она пришла на рынок пешком, в этом есть доля правды. Во времена Дикого Запада американские торговцы доставляли в города целые стаи индеек пешим порядком. Рекорд принадлежит предпринимателю из штата Миссури, прогнавшему за шестьсот миль в город Денвер стаю индеек в пятьсот голов. Сопровождала его в пути повозка с кукурузой на корм птицам. Встречавшиеся на пути реки они перелетали.

Без индейки, зажаренной целиком с яблоками, изюмом, картофелем, они не мыслят рождественский праздничный стол, другие не прочь полакомиться ею по любому случаю в любое время года. Американцы приберегают эту увесистую и весьма почитаемую птицу к типично американскому большому празднику - "Дню благодарения". Не говоря уже о Рождестве и Новом годе.

В средние века боб запекали в праздничный новогодний пирог. Тот, кто получал кусок пирога с бобом, становился "королём" праздника и должен был устроить за свой счёт пирушку. Он имел право избрать себе по вкусу "королеву" и распоряжаться всем торжеством. При каждом съедаемом им куске, при каждом глотке выпиваемого им вина все гости кричали в один голос: "Король ест! Король пьёт!". Затем начиналось пение, танцы, и пир шёл горой. Кстати, пирог с бобом разрезала не хозяйка и даже не хозяин, а маленький мальчик, которого затем сажали под стол и заставляли говорить, кому нужно передать тот или иной кусок. Таким образом, мальчик этот представлял собой как бы древнего оракула Аполлона, от которого, как говорят, и пошёл этот обычай.

Начиная с IV века Рождество Христово отмечается 25 декабря, в день зимнего солнцестояния. В то же время происходило постепенное обращение в христианскую веру Европы. Наряду с новой религией, в ней продолжали существовать другие культы. Ещё до первой мировой войны во Франции в той или иной форме можно было встретить пережитки культа Митры, вытесненного христианством. Проявлялись они и в праздновании Рождества.

По мнению лингвистов, Рождество /по-французски "ноэль"/ происходит от галльского /кёльнского/ "нойо" /новый/ и "нэль" /солнце/, то есть означает возрождение солнца в момент зимнего солнцестояния.

Этот день праздновался разведением костров. Вот каково, очевидно, происхождение рождественского торта в виде полена, выпекаемого и сегодня кондитерами.

Кокой праздничный стол сегодня без бутылок с лимонадом, соком, кока-колой? И, пожалуй, никто из нас не задумывался, а кто же изобретатель металлических пробок. Мало кому известно имя их автора Уильяма Пейтнера, которому в 1904 году его друг Кинг Жиллет, "отец" знаменитых бритвенных лезвий, посоветовал придумать какую-нибудь мелочь, без которой не обойтись в повседневье. И вскоре результаты оказались налицо.

Так уж принято, но в наше время на Новый год, на свадебном столе перед молодыми или на дне рождения обязательно должно присутствовать шампанское. Это вино воспевали Пушкин, Лермонтов, Байрон. Великие художники изображали на своих холстах наполненные им бокалы. Музыку Россини, Чайковского, Моцарта сравнивали с игрой шампанского в бокале. Вот сколько чести оказал ему человек.

А во времена д’Артаньяна и его славных друзей-мушкетёров шампанского и в помине не было. В 1668 году французский монах-бенедиктинец Домпьер Периньон удивил свою братию совершенно необычным вином. Монахи толк в вине знали, но новый напиток оказался ни на что не похож: со дна бокалов поднимались, тихо шелестя, серебристые пузырьки, прозрачная жидкость пенилась и играла, словно живая...

Так родилось шампанское. Было это в местности, называемой Шампань. Но не сразу и монахи научились делать шампанское. Вино долгое время получалось мутным, с осадком на дне и на стенках бутылки, да и сами бутылки ни с того ни с сего разрывались, сея вокруг разрушение и панику. С опаской, осенив себя крестным знамением и подобрав рясу повыше на случай поспешного бегства, входили бенедектинцы в подвалы.

Секрет чудесного напитка теряли и находили снова, и всегда в основе его была приостановка брожения холодом. Наверное, у Периньона это получилось в первый раз случайно: ведь Шампань - местность сравнительно холодная. А потом, когда при потеплении брожение возобновлялось, в бутылках начинал, скапливаться углекислый газ. Он-то, растворенный в вине, и делал его игристым.

Но стоило газу накопиться в чуть большем количестве, и плотно укупоренные бутылки взрывались как бомбы. Сохранились записи о том, что в 1833 году в винных подвалах Шампани взорвалась треть всех бутылок. Количество углекислого газа зависело от количества сахара, оставшегося не сброженным до срока наступления холодов.

В России громкая слава к шампанскому пришла в то время, когда Николь Барб Клико /возглавившая фирму "Клико" в 1805 году после смерти мужа/ прислала в Санкт-Петербург 12 180 бутылок отменного шампанского.

В России долгое время довольствовались французским шампанским, хотя с 1799 года в Крыму начали делать своё русское шампанское - и было оно отличным на вкус. Однако к середине девятнадцатого века производство отечественного шампанского захирело.

Князь Лев Сергеевич Голицин, человек широко образованный, решил возродить славу русского шампанского. Он поехал во Францию, выведал секреты и таинства, творящие шипучее вино, тщательно оберегаемые французскими виноделами, и вернулся обратно, твёрдо зная, что русское шампанское ни в чём не уступит французскому.

На Всемирной выставке в Париже в 1890 году, где на конкурсе вина каждый сорт проходил инкогнито, первое место и высшую награду - "Гран-При" получает голицинское Шампанское "Новый Свет". Франция безмолвствовала, Россия ликовала.

Возник новый винодельческий центр в Абрау-Дюрсо, на восточном побережье Чёрного моря, и русское шампанское, как говорят, "полилось рекою". Основателем производства советского шампанского считается профессор Фролов-Багреев: ещё в 1919 году он реорганизовал в Абрау-Дюрсо шампанское виноделие, поставив его на научную основу, и отправились гулять по белу свету бутылки с советским шампанским - с этикетками, на которых было написано "Советское игристое". Дело в том, что по французским законам "шампанское" носит название только то игристое вино, что сделано в провинции Шампань по определённой технологии - бутылочным способом. Но даже опытные дегустаторы не могут отличить лучшие сорта московского шампанского от вина, приготовленного по старой, отработанной столетиями французской технологии.

Раньше процесс получения игристого вина шёл годами. Советские специалисты разработали технологию, по которой шампанское дозревает меньше чем за месяц. И какое шампанское! Знаменитое на весь мир, не раз награждённое медалями на международных выставках.

Шампанское славится не только своим великолепным вкусом, но и многими рекордами. Например, ровно по одной тысяче бутылок этого чудесного вина потребляет в год англичанин Бобби Экланд! Почти по три бутылки в день. Самого большого числа этажей в фонтане с шампанским /7,52 метра 44/, состоящих из 10404 традиционных бокалов на высокой ножке, наполняемых сверху, добился американец Паскаль Леклерк из Лос-Анджелеса.

Самая крупная бутылка, обычно используемая в торговле вином, называется "джеро-боам" /равна четырём бутылкам шампанского/ и "двойной магнум" имеющий с 1934 года ёмкость в четыре бутылки красного бургундского. Полный набор шампанского состоит из следующих бутылок: 1/4 бутылки, 1/2 бутылки, бутылка, "магнум", "джеро-боам", "рехобоам", "мафусаил", "салманазер", "балтазар", "навуходоносор", имеющий ёмкость шестнадцати литров, что равно двадцати бутылкам.

Дальше всех пролетела пробка из бутылки неподготовленного и неподогретого шампанского, находящегося на высоте 1,22 метра от поверхности земли, выпущенная американцем Питером Керби 4 июля 1981 года. Длина её полёта составила 32,23 метра.

Трудно установить, когда впервые человек залюбовался снежинками - этим самым настоящим чудом природы. Формы снежинок необыкновенно разнообразны. Известно более пяти тысяч различных форм. Разработана специальная международная классификация снежинок, в которой они объединяются в десять классов. Это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град, древовидные кристаллы, напоминающие стебли папоротника. Снежинки бывают размером от 0,1 до 7 миллиметров.

Первым наблюдал снежинки невооружённым глазом в 1550 году архиепископ шведского города Упсала Олаф Магнус. Его рисунки показывают, что он ещё не заметил их шестиконечную симметрию. А вот всесторонне развитый немецкий астроном Иоганн Кеплер сразу заметил эту основную закономерность в мире снежинок.

В 1635 году из-под пера французского философа и учёного Рене Декарта появились научные заметки относительно формы снежинок вместе с чертежами, опубликованными в Амстердаме. Современные специалисты, между прочим, удивлены тем, что на этих рисунках встречается редкий тип, представляющий шестигранный кристалл, на двух концах которого оформлены шестигранные пластинки.

С изобретением микроскопа в середине ХVII века знания о формах снежинок значительно расширились. Английский естествоиспытатель Роберт Гук, установивший клеточное строение тканей, помимо ряда чертежей в журнале "Микрография" за 1665 год, пришёл к выводу, что соседние "ветви" в структуре снежинок параллельны соседним глазным '"ветвям", что является естественным результатом шестиконечной симметрии.

Первая дискуссия о зависимости форм снежинок связана с Фридрихом Мартенсом и его заметками о путешествии от Шпицбергена до Гренландии. Приоритет в классификации снежных кристаллов принадлежит итальянскому священнику и математику Донату Розетти на основе шестидесяти наблюдаемых типов. Английский китобой Уильям Скорсби первым описал снежные кристаллы с формой шестигранных пирамид и столбиков и их комбинаций с плоскими элементами.

В историю исследования снежинок внесли свою лепту и японцы. Вопреки строгой изоляции Японии в XIX веке "голландское стекло" - микроскоп - проникло и в эту далёкую страну. Феодальный правитель Точицура Онаками Дои с острова Шимози с присущим японцам чувством точности и хрупкой красоты оставил 97 рисунков "снежных цветков". Эти рисунки 1839 года с полным правом считаются самыми точными изображениями снежинок до открытия микрофотографии. Эта традиция не исчезла в Японии, с ней связаны современные исследования в университете в Саппоро.

Но особенно заинтересовались учёные формами снежинок благодаря Уилсону Бентли - фермеру из американского штата Вермонт. Он родился в 1865 году и в пятнадцатилетнем возрасте получил в подарок от матери микроскоп. Выйдя с ним на улицу, он принялся рассматривать снежинки, которые поразили его воображение разнообразием и красотой своих форм. На протяжении трёх последующих зим он пытался зарисовать снежные кристаллики, но они были слишком сложны и быстро таяли. Фотоаппарат, прикрепленный к микроскопу, разрешил эту трудность, и целых пятьдесят лет Бентли фотографировал снежинки, делая иногда до трёхсот снимков за зиму.

В 1898 году он опубликовал статью о снежных кристаллах в журнале "Харперс мэгэзин", и с тех пор слава о нём разнеслась по всему миру и увеличила спрос на его снимки. Подборка его самых удачных работ - около двух с половиной тысяч снимков - была опубликована за три дня до его смерти, 23 декабря 1931 года.

Хрупкие, миниатюрные создания фотографировал и русский натуралист из города Рыбинска Александр Сигсон. Снимки эти были сделаны в 1892 году и долго оставались непревзойдёнными. Даже гораздо более поздние фотографии Бентли уступали им во многом. Кстати, Бентли провёл интересное исследование. Он детально изучил шесть тысяч снежинок, и среди этого громадного количества ему не встретилось хотя бы двух одинаковых.

Причины фантастического разнообразия даже для одного типа снежных кристаллов чисто физически зависят от множества параметров. Японский; профессор Укисиро Накая установил: снег - единственное вещество, которое кристаллизуется в столь разнообразных формах. Накая выделил семь основных типов: игловидные, столбчатые, плоские, которые подразделяются на гексагональные и звездообразные, комбинация из столбчатых и плоских кристаллов столбчатый кристалл с расширенными боковыми ветвями, обындевевшие.

Японец также установил, что ледяные кристаллики очень быстро меняются при переменах температуры. Даже если она повышается всего на несколько градусов, один тип кристалла превращается в другой, а после этого снова в предыдущий. Причём новая форма сохраняет внутри прежнюю структуру.

Одновременно в лаборатории университета в Саппоро разработали метод и устройство для искусственного получения снежных кристаллов. Первые результаты появились в 1936 году, а к концу 1944 года японцы уже контролировали условия эксперимента в такой степени, что способны были воспроизводить искусственным путём любой тип снежинок, встречающийся в природе.

И по сей день никто не сумел объяснить, почему молекулы воды при различных температурах кристаллизуются в различных формах. Одна австрийская лаборатория в начале 40-ых годов сообщила, что, согласно её наблюдениям, так называемые кристаллизирующие ядра приходят из Вселенной. Учёные лаборатории даже разработали корреляционные таблицы для установления связи между дождем и метеоритными пылинками.

К сожалению, эта теория очень быстро была опровергнута. Учёные установили, что многие из ядер не похожи на ледяные кристаллики. Среди них были обнаружены кусочки органической материи, а половина снежинок вообще не имела ядра. Пробы воздуха из снежных облаков показали: в них может образоваться в тысячу раз больше кристаллов, чем то количество ядер, что имеется в наличии.

В последнее время снова начал проявляться интерес физиков к снежинкам в связи с так называемой теорией спонтанной структуриализации. Она подаёт надежды, что с течением времени можно ответить и на вопрос, связанный с возникновением и развитием снежинок и причинами, приводящими к тому, что из гомогенной пары образуются столь сложные и непредвиденные формы.

При обычной кристаллизации из растворов и паров образуются зародыши кристалликов, оформляющие постепенно отдельные плоскости на основе внутренней симметрии в зависимости от внешних условий, влияющих на скорость разрастания в различных направлениях. Следовательно, при различных условиях могут образоваться кристаллы с любой формой и с хорошо развитыми поверхностями. Причём полученные кристаллы всегда многосторонни.

Так что Уилсон Бентли, наверное, с радостью узнал бы, что за полвека интенсивных исследований снежинки, к которым он некогда привлёк внимание публики, по-прежнему хранят загадку бесконечного многообразия своих форм.

Изучение снежинок имеет практическое значение. Дело в том, что форма, размеры и характер снежинок зависят от вида и высоты облаков, в которых они образовались, а также от температуры тех слоев атмосферы, которые снежинки пересекли, прежде чем упасть на землю. В те дни, когда из-за сильных снегопадов нет возможности наблюдать за небом, по виду снежинок делают заключение о погоде в верхних слоях атмосферы.

Что же касается рекордов, то самые крупные снежинки выпали 30 апреля 1944 года в Москве. Пойманные на ладонь, она закрывали её почти всю целиком и напоминали красивые страусиные перья. Учёные объясняли это явление так: из района Земли Франца-Иосифа спустилась волна холодного воздуха, температура воздуха понизилась, в облаках началось образование снежинок. Но упасть на землю снежинки сразу не могли: их поддерживали восходящие тёплые потоки воздуха от нагретой земли. Снежинки плавали в высоте и слипались вместе, образуя хлопья. Земля к вечеру остыла, восходящие струи ослабли, и начался удивительный снегопад.