5 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Уильяма Берроуза - одного из самых скандальных и противоречивых писателей ХХ века.
5 февраля 1914 года в благополучной протестантской семье родился Уильям Сьюард Берроуз – американский писатель, чье творчество до сих пор вызывает споры. Его перу принадлежит около двух десятков романов и более десяти сборников малой прозы. Но мировую известность принес экспериментальный роман «Голый завтрак», в 1962 году запрещенный, реабилитированый решением суда в 1966-м и ставший бестселлером.
Дед Берроуза был изобретателем счетной машины, а мать – знаменитым флористом (она в свое время написала три книги по флористике по заказу Coca-Cola), а их внук и сын вошел в историю литературы как автор «метода отвращения», так будут называть манеру его письма.
Для Берроуза эпатаж был не только литературным приемом, но и стилем жизни. В молодости он поработал буфетчиком, частным детективом, дезинсектором и курьером. А дебютную книгу «Джанки. Исповедь наркомана» опубликует в тридцать девять лет.
После нескольких арестов в разных штатах за хранение оружия, наркотиков, вождение в нетрезвом и оскорбление общественной нравственности Берроуз пытается осесть и заняться фермерством, не отказываясь от приема наркотиков.
В 1951 году на одной из вечеринок, разыгрывая сцену в стиле Вильгельма Телля, он – прекрасный стрелок – промахнулся мимо цели и застрелил свою жену. По роковому совпадению в этот самый вечер Берроуз собирался продать пистолет, однако покупатель на вечеринку не пришел.
Впоследствии писатель напишет: «Я вынужден с ужасом признать, что если бы не смерть Джоан, я никогда не стал бы писателем, вынужден осознать, до какой степени это событие послужило причиной моего писательства и сформировало его. Я живу с постоянной угрозой одержимости духом, с постоянной необходимостью избежать его, избежать Контроля. Так смерть Джоан связала меня с захватчиком, с Мерзким Духом, и подвела меня к той пожизненной борьбе, из которой у меня нет другого выхода -- только писать».
С конца 1960-х годов Берроуз начал экспериментировать с формой: дробить предложения и менять местами фрагменты, дабы создать новые образы и освободиться от «подчинения» принятым нормам повествования. Классик «разбитого поколения», он разломал структуру классического романа, указав путь новым поколениям писателей. Перу Берроуза принадлежат девятнадцать романов и более десяти сборников короткой прозы.
Аллен Гинзберг писал: «Современная американская литература – это лишь короткий парафраз печальной мелодии человечества, заданной Берроузом».
К столетию классика американской литературы в Лондоне открыли фотовыставку его работ 1950-1970-х годов, на которой представлено более 100 портретов не менее известных друзей и коллег Берроуза и урбанистических фотоколлажей.
По материалам: http://www.interfax.by/article/1147455
Новости по теме